Прорывной мега-проект экономического развития Хабаровского края и всего Дальнего Востока.

Обращение к Президенту1.jpg

Обращение к Президенту2.jpg


КРАТКОЕ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

инновационного проекта «Международная Хабаровско - Амурская трансграничная агломерация – новый драйвер социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации»

I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА 

Необходимость проектирования и создания международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации обусловлена стратегическими целями ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока России на весь ХХI век, изложенными в Посланиях, Указах и Поручениях Президента РФ В.В. Путина, Постановлениях и Распоряжениях Правительства РФ. Их реализация с начала второго десятилетия 2000-х годов позволила разработать и принять федеральные законодательные акты и иные нормативные правовые документы основополагающего характера, сформировать инновационные управленческие инструменты и запустить механизмы новой социально-экономической политики государства на дальневосточном направлении («ТОСЭРы», «Свободные порты», «Дальневосточный гектар» и др.). 

Как подчеркнул Президент РФ В.В.Путин на заседании Государственного совета, посвящённого мерам по повышению инвестиционной привлекательности регионов, «мы делали это для того, чтобы усилить инвестиционную привлекательность тех регионов, которые нам нужно развивать в первоочередном порядке (Дальний Восток прежде всего»).    При этом стратегической задачей нового этапа государственной политики является создание условий для достижения в каждом регионе Дальнего Востока России уже к середине следующего десятилетия качественных, очевидных для всех изменений (В.В. Путин). 

Для ее решения Правительство РФ анонсировало принятие в 2018 году Концепции долгосрочного пространственного развития страны, в которой будут определены конкурентные преимущества и точки роста для каждого субъекта Федерации, их экономическая специализация, роль в межрегиональных и международных кооперационных связях. Формирование государственного и общественного видения пространственного развития России на долгосрочную перспективу должно базироваться на важнейшем постулате фундаментального, постоянного, а не временного освоения, развития территории, т.е. в конечном счете, нацеливающего на последовательное, упорное и трудоемкое ее преобразование, а не на истощение территорий регионов. 

В этой связи новое «окно возможностей» открывает Поручение Президента РФ направленное на создание на государственной границе между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой грузопассажирского автомобильного пункта пропуска Большой Уссурийский (Пр-2064, п.1е от 13.10.17).  

Все эти условия актуализируют разработку инновационного мега - проекта федерального уровня «Международная Хабаровско - Амурская трансграничная агломерация – новый драйвер социально-экономического развития Дальнего Востока России».


II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ХАБАРОВСКА КАК ЯДРА-ЦЕНТРА ТРАНСГРАНИЧНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ 

 
2.1 Агломерационный подход как методология стратегического управления.

Отмечая важность комплексного, агломерационного направления деятельности, в намеченном Президентом России и Правительством РФ - динамичном и опережающем темпе развития экономики России, обязательно следует отметить, что агломерационный подход в нашей стране, в отличие от ряда зарубежных государств, не имеет официального статистического учёта, а все агломерации, их состав и численность, критерии и принципы выделения имеют экспертный характер.

В настоящее время на территории России могут быть выделены 124 сформировавшиеся и формирующиеся агломерации с суммарной численностью населения около 85 млн. чел. (58% всего населения страны), занимающие суммарную площадь около 670 тыс. кв. км (менее 4% всей территории России или около 11% территории, относящейся к основной полосе расселения). 

Указанная сеть агломераций крайне неравномерна и неоднородна в территориальном разрезе. Так, в европейской части России (Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский и Приволжский округа, на долю которых в совокупности приходится 23% территории страны) расположены 87 агломераций с суммарным населением почти 65 млн. чел. (44% всего населения России). В свою очередь, в азиатской части России (Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, на долю которых приходится 77% территории страны) расположены 37 агломераций с суммарной численностью населения около 20 млн. чел. (14% всего населения России, но более половины всего населения азиатской части страны)[1].


[1] Проект «Концепция Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года». Министерство экономического развития РФ. Москва, 2016 г. с.41

С этих позиций, Хабаровск, как административный центр ДФО и его крупнейший город, являясь ядром Хабаровской агломерации, включает в себя не только городской округ и тесно прилегающие к нему городские и сельские поселения Хабаровского муниципального района, но и территории соседних субъектов, которые создают благоприятные условия для его дальнейшей агломерационной экспансии в западном, южном и северо-восточном направлениях. 

Трансграничный характер этой агломерации придает относительно компактное скопление населённых пунктов, главным образом местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями не только отечественных, но и трансграничных транспортно-логистических коммуникаций, основными звеньями которых является: 

во-первых, Амурский трансграничный водный бассейн, общая протяженность внутренних водных путей которого составляет 7285 км. Географически водные пути бассейна Амура вместе с боковыми притоками Шилкой, Аргунью, Зеей, Буреей, Уссури, Тунгуской, Куром, Амгунью (транзитные и вспомогательные ходы, подходы и т.д.) соединяют в единую транспортную систему пять субъектов России: Хабаровский, Приморский, Забайкальский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область. 

во-вторых, развитая транспортная система (автомобильная, железнодорожная и авиационная), обладающая современной и эффективной транспортной инфраструктурой, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике; повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; обеспечение безопасности на транспорте. 

Численность населения международной Хабароско-Амурской трансграничной агломерации, с прилегающей к ней территорий близлежащих субъектов Российской Федерации ДФО составляет более 1 миллиона человек. 


2.2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОСТРОВА БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ В НОВОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ. 

 
Географические преимущества.

Остров Большой Уссурийский (далее - Остров) административно и территориально входит в западную часть города Хабаровска и прилегающую часть Хабаровского муниципального района. Располагается на границе России и Китая на расстоянии около 30 км, от центра г. Хабаровска и 40 км. от города Фуюань (КНР). 

Общая площадь Острова составляет 335 км², в том числе российская - 164 км², китайская -171 км², что соответствует всей площади города Хабаровска, составляющей 333 км² и превышает освоенную площадь административного образования Гонконг КНР, составляющую 276 км². 

Остров как обособленная территория, граничит с провинцией Хейлунзцян и международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерацией, которые обладают инфраструктурными, производственными и человеческими ресурсами для развития Острова и создают объективные основания:
- для придания ей статуса особой экономической зоны, имеющей специальный правовой, таможенный, налоговый, миграционный, беспошлинный и иные режимы ее использования;
- для интегрирования   Острова    в    стратегическую    систему    внутренней    и международной транспортной сети РФ и КНР,   сформированной сторонами на основе двусторонней автомобильной, железнодорожной, портовой и авиационной трансграничной инфраструктуры.

Политические преимущества.

Высокий уровень стратегического партнерства между Россией и Китаем, а также их взаимная заинтересованность в освоении территория Острова, достигнутых межправительственных соглашений, позволяет реализовать уникальный масштабный проект международного значения «Международная Хабаровско-Амурская трансграничная агломерация»:
- интегрирующий российскую и китайскую трансграничную инфраструктуру для целей стратегического развития сторон;
- формирующий устойчивые трансграничные транспортно-логистические, финансово-экономические и туристическо-рекреационные коммуникации;
- обеспечивающий устойчивое развитие субъектов Дальневосточного федерального округа и России в целом;
- создающий высокий мультипликативный социально-экономический эффект, аналогичный, как на ранее реализованных или находящихся на стадиях завершения крупных общероссийских инфраструктурных проектах («Саммит АТЭС во Владивостоке», «Олимпиада в Сочи», «Крымский мост», «Чемпионат мира по футболу 2018»,  «XXIX Всемирная зимняя Универсиада 2019 в Красноярске» и др.)  

Инфраструктурно – логистические преимущества.

Остров, располагаясь в слиянии рек Амур и Уссури, обладает большой доступностью со стороны РФ и КНР и интегрирован в международную Хабаровскую трансграничную агломерацию посредством следующих транспортно-логистических возможностей: 

1. Авиационной инфраструктуры (2 аэровокзальных комплекса в РФ - «Аэропорт Новый» международных и внутренних авиалиний и «Малый аэропорт» локальных авиалиний, авиационный комплекс «Дунцзи» города Фуюань).
2. .Железнодорожной инфраструктуру (крупнейшие на территории Дальнего Востока железнодорожные узловые центры - Хабаровск 1 и Хабаровск 2, возведенный железнодорожный узел с грузопассажирским терминалом в КНР).
3. .Автомобильной инфраструктуры (в РФ - 2 федеральных трассы «Амур», «Уссури», 11 трасс регионального назначения, более 30 трасс локального значения, в КНР - сеть федеральных, магистральных и региональных автодорог, непосредственно связывающих Остров, г. Фуюань, г. Харбин, г. Пекин).
4. Портовой инфраструктуры («Хабаровский» речной порт в РФ, пассажирский    порт «Фуюань» и грузовой порт «Манцзита» в КНР).  

III. КАТАЛИЗАТОРЫ И ДРАЙВЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ 

Обеспечение социально-экономического развития международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации может быть обеспечено исключительно комплексно в условиях,   предполагающих наличие налоговых, таможенных и иных преференций для резидентов в соответствии с Постановлением (Распоряжение) Правительства РФ.   Свободные незатапливаемые площади в западной части Острова непосредственно у государственной границы с КНР на территории бывшего укрепрайона с развитой инфраструктурой и объектами недвижимости, можно использовать под размещение инвестиционных объектов, что ускорит реализацию проекта. 

В то же время развитие Острова исключительно с туристическо-рекреационной направленностью невозможно, так как не создаст благоприятные условия для привлечения резидентов и не обеспечит инвестиционный пакет, необходимый для осуществления комплекса мероприятий по созданию соответствующей инфраструктуры.

Китайская сторона рассматривает перспективу развития Острова с позиции обеспечения его экосистемы, но исключительно в рамках формирования на его приграничной части, свободной экономической зоны с обеспечением перемещения товаров через пункт пропуска в режиме «грузопассажирских потоков» с выходом на обозначенные выше транспортно-логистические маршруты.

В этих целях китайская сторона возвела федеральную трассу в направлении Фуюань-Харбин-Пекин, сформировала сеть региональных автомобильных дорог, создала железнодорожную, аэровокзальную и портовую инфраструктуру, включая железнодорожный, авиационный и портовый вокзальный комплексы, а также масштабные объекты туристическо-рекреационного назначения.

На данный момент китайской стороной заканчивается проектирование берегоукрепительный сооружений на территории Острова, в обеспечение строительства которых на первом этапе выделено 800.000.000 юаней. Кроме того, выражается готовность обеспечить инвестиционное финансирование на условиях обеспечения инвестиционных вложений в развитие инфраструктуры с российской стороны. Указанные обстоятельства вынуждают китайскую сторону предоставить инвестиционные ресурсы российской стороне для сооружения инфраструктурных объектов на Острове для целей трансграничного сотрудничества и продвижения своих товаров на российскую территорию и за ее пределы. 

Новые условия для развития Острова могут стать катализатором для наращивания социально-экономического потенциала   прилегающей к нему континентальной части международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации, позволяющей обрабатывать грузовые и пассажирские потоки с последующей отправкой их автомобильным, железнодорожным, авиационным и речным транспортом во все регионы Российской Федерации и ближнее зарубежье, развивать траспортно-логистические и туристические объекты, создавать дополнительные сферы обслуживания и новые рабочие места. Это обеспечит дополнительные поступления в бюджеты города и прилегающих к нему муниципальных районов.

Таким образом, уникальное географическое и пространственное расположение Острова на пересечении ключевых внутренних и международных транспортно-логистических коридоров, создает объективные условия: 

• реализовывать на его территории масштабный инфраструктурный проект международного значения по институализации международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации на условиях договоренностей и межправительственных соглашений РФ и КНР;
•   придать особый правовой статус, закрепленный документом федерального уровня (Постановление или Распоряжение Правительства РФ) как в режиме существующих институтов развития («ТОСЭР», «Свободный порт»), так и иных особых таможенных, экономических и правовых условий,   способствующих масштабному     транспортно-логистическому,     финансово-эконмическому   и туристическо- рекреационному развитию (территория    беспошлинной торговли с применением пониженных, либо нулевых таможенных и налоговых ставок и сборов на землю, объекты недвижимости, прибыль и НДС);
• создать Международный центр Российско-китайского трансграничного сотрудничества (МЦТС) международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации на основании межправительственных соглашений в соответствии с федеральным законодательством и с учетом степени готовности к этому китайской стороны;
•  наделить полномочиями по осуществлению функции управления МЦТС российского оператора, а также взаимодействия с китайской стороной по разработке единого плана использования Острова и создания его инфраструктуры в рамках международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации. 

ИЗЛОЖЕННЫЕ БАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ПРОЕКТА СОЗДАЮТ УСЛОВИЯ И ПОЗВОЛЯЮТ: 

Расширить масштабы интеграции российских и китайских транспортно - логистических, пассажирских и туристических потоков посредством реализации проектов торгового, финансово-экономического и инфраструктурного российско-китайского сотрудничества в модели «Один остров - две страны» в международной Хабаровско-Амурской трансграничной агломерации; 

Обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие города Хабаровска, Хабаровского края и в целом Дальнего Востока России в системе новых международных и региональных экономических точек роста с учетом особого транспортно - логистического, финансово- экономического и туристическо - рекреационного статуса Острова Большой Уссурийский в структуре международной Хабаровско - Амурской трансграничной агломерации;

Устранить возрастающую диспропорцию в социально-экономическом развитии Хабаровска и Владивостока как двух конкурентных и системообразующих центров Дальнего Востока России, обусловленную неравенством в объемах федеральных трансфертов на крупные инфраструктурные проекты в пользу столицы Приморского края, что позволит усилить конкуренцию между городами во благо новой экономической политики в ДФО РФ;

Реализовать на территории пяти субъектов Дальнего Востока РФ проект общероссийского масштаба равного по значимости и уровню ранее реализованным или близким к завершению общероссийским социально – экономическим и инфраструктурным проектам («Саммит АТЭС во Владивостоке», «Олимпиада в Сочи», «Универсиада в Казани», «Крымский мост», «Чемпионат мира по футболу - 2018», «XXIX Всемирная зимняя Универсиада 2019 в Красноярске» и др.)

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ: 

• Создание законодательных и иных нормативных правовых условий на государственном уровне для реализации данного проекта станет модулем (лекалом) условий для социально-экономического формирования урбанизированных территорий (агломераций) Дальнего Востока с использованием новых форм пространственной организации динамично развивающейся экономики Российской Федерации.
• Перспективный мега-проект «Международная Хабаровско-Амурская трансграничная агломерация - новый драйвер социально-экономического развития   Дальнего   Востока России» обосновывает возможность эффективного использования индикативного (децентрализованного) планирования и управления социально-экономическими процессами на отдельно взятых крупных территориях России.
• Данный инновационный проект на практике может подтвердить и закрепить принципы, цели и приоритетные направления государственной политики в системе расселения жителей страны, на территориях субъектов страны, их городов, поселков и сельских населенных пунктов, основываясь на положениях, изложенных в Концепции пространственного развития Российской Федерации.


Презентация инновационного проекта «Международная Хабаровско - Амурская трансграничная агломерация – новый драйвер социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации»

Слайд1.JPG
Слайд2.JPG
Слайд3.JPG
Слайд4.JPG
Слайд5.JPG
Слайд6.JPG
Слайд7.JPG
Слайд8.JPG
Слайд9.JPG
Слайд10.JPG
Слайд11.JPG
Слайд12.JPG
Слайд13.JPG
Слайд14.JPG
Слайд15.JPG
Слайд16.JPG
Слайд17.JPG
Слайд18.JPG
Слайд19.JPG
Слайд20.JPG
Слайд21.JPG
Слайд22.JPG
Слайд23.JPG
Слайд24.JPG

Презентация для скачивания


Возврат к списку